Работа с рулевым колесом
Правильное руление у водителя вырабатывается с годами, ведь на самом деле процесс работы с рулевым колесом не такой простой, как кажется. При разных манёврах используется разная техника держания руля и управление им. Работа с рулевым колесом выполняется с помощью следующих приёмов и техник.
Руление без отрыва кистей рук
Это самый простой приём, который необходимо усвоить новичку. Он применяется в условиях спокойной езды, когда требуется выполнить простой и плавный поворот или откорректировать расположение машины в пределах той дорожной полосы, по которой осуществляется движение. Что бы изменить направление движения автомобиля, или же его выровнять, следует взять руками на рулевое колесо и не смещать их по ободу до завершения манёвра. При этом расположение рук должно быть практически параллельным.
Такая работа рулём может быть выполнена без особого труда при условии, что водитель правильно сидит в кресле. Если, к примеру, рулевое колесо расположено слишком близко, то собственное тело шофёра просто не даст ему возможность повернуть руль на угол 90°. Поэтому обучаясь работе с рулём, необходимо усвоить также такое понятие, как правильная посадка водителя в автомобиле.
Эта техника более сложная и задействуется при выполнении поворотов. Если требуется повернуть налево, то, начав с базовой позиции, руки крутят рулевое колесо до тех пор, пока левая рука будет в состоянии хорошо его удерживать. Далее правая рука продолжает вращать руль, а левая в это время смещается вверх по ободу, выполняя перекрёстный захват.
Беритесь за руль и начнем поворачивать его налево. Почему налево, а не направо? Потому что большинство людей «правши» и рабочая рука у них – правая. А при повороте налево основную работу выполняет именно правая рука (рис. 2).
Итак, две руки начинают плавно поворачивать руль налево (рис. 3). Однако после поворота руля на угол 80–90° (поз. 2), локоть левой руки начинает испытывать чувство дискомфорта и вот-вот упрется в ваше туловище. Это означает, что дальше левая рука работать не может. Поэтому ее надо просто убрать с руля! Но одновременно с этим (поз. 3–4):
- правая рука – без остановки продолжает поворачивать руль,
- левая рука – перемещается на руль чуть выше правой руки (и позже берет инициативу на себя).
- левая рука – без остановки продолжает поворачивать руль,
- правая рука – перемещается в самую верхнюю точку на руле.
Затем некоторое время руки работают одновременно, но потом левая рука опять начинает упираться своим локтем в ваше туловище. Поэтому она должна переместиться и занять место над правой рукой, которая в это время продолжает свою работу. Далее правая рука передает лидерство левой руке и уходит в верхнюю точку на руле. И процесс повторяется.
Пора сделать некоторые выводы.
При повороте руля налево:
- правая рука – выполняет основную работу, так как обслуживает больший сектор поворота,
- левая рука – выполняет вспомогательную работу, обеспечивая вращение руля без остановок, в те периоды времени, когда правая рука меняет свою позицию.
Сделав 3–4 «перехвата» рулевого колеса, мы с вами повернули его налево до конца. Теперь надо возвращать руль на место, то есть крутить его направо (рис. 4).
Внимательно рассмотрите рисунок 4, проделайте все это мысленно, а затем просто поверните руль направо, без остановок и до конца (примерно за 6–8 «перехватов»).
Думаю, что вам удалось это сделать без особого напряжения. Ну, а если первый раз движения были немного «корявые», то это не беда. После непродолжительной тренировки все у вас будет получаться более элегантно.
Руление одной рукой
Эта техника обеспечивает водителю лёгкость манёвра, когда автомобиль движется задним ходом. В отдельных случаях её используют для езды вперёд. Положение руки на одной и той же позиции, позволяет сэкономить время водителя на смену размещения рук, обеспечивая при этом точность управления транспортом.
Слегка обнимите руль пальцами и, чуть упираясь ладонью в обод рулевого колеса, начинайте поворот направо.
Когда руль будет повернут почти на 180° (рис. 5, поз. 2–3), ваша левая рука начнет ощущать дискомфорт – она не может дальше вращать руль! Это сигнал к тому, чтобы вы выпрямили («растопырили») пальцы, немного усилили нажатие ладонью на обод руля и, продолжая поворачивать руль, провернули кисть в своем «доме» против часовой стрелки (рис. 5, поз. 3).
Удерживая пальцы выпрямленными и упираясь ладонью, вы продолжаете поворачивать руль дальше, через «запретную» зону (рис. 2 в и рис. 5, поз. 4). Как только «дом» левой руки вместе с кистью выйдет из «запретной зоны», можно будет несколько ослабить давление ладони на обод руля и слегка обнять его пальцами.
Далее, вы без проблем доворачиваете руль до начального положения (рис. 5, поз. 5), из которого можно продолжить поворот и сделать еще один оборот руля или вернуть руль обратно.
Грамотный водитель не должен ни на секунду потерять контакт с рулевым колесом, что бы не случилось. А для использования приёмов руления грамотно и умело, необходимо усиленно тренироваться, оттачивая мастерство управления автомобилем до совершенства.