Бензиновый двигатель или дизельный?

Бензиновый двигатель или дизельный?
Бензиновый двигатель или дизельный?
Споры о том, какой двигатель лучше для автомобиля – бензиновый или дизельный – ведутся не один год. На практике же в Украине продолжают отдавать предпочтение бензиновым авто, в то время как в Европе большой популярностью пользуются дизельные автомобили. Отличия двигателей Пожалуй, самое важное отличие дизельных и бензиновых двигателей кроется в реализации процесса сгорания: у бензиновых топливовоздушная смесь поджигается электрической искрой, а в дизельных топливо самовоспламеняется от сжатия. И для реализации этих разных процессов приходится использовать и различные конструктивные решения: в дизельном двигателе отсутствуют свечи зажигания, он должен выдерживать большие нагрузки (поэтому узлы дизельного двигателя более массивны и прочны). Дизельный двигатель обладает высокой степенью сжатия – порядка 20-22 единиц против 9-11 единиц у бензинового ДВС. Соответственно, и КПД «дизеля» на 15-20% (а то и 30%) выше КПД бензинового двигателя (результатом является – топливная экономичность). “Дизель” экономичнее, а бензиновый двигатель обладает большей литровой мощностью и отменной динамикой (большим крутящим моментом) на высоких оборотах. Разумеется, присутствует еще обширный список технических отличий, но, пожалуй, перечисленного вполне достаточно для понимания процессов. Эксплуатация Как мы уже упоминали, пик крутящего момента в бензиновом двигателе приходится на высокие обороты. Это позволяет авто с таким двигателем более динамично ускоряться на высоких скоростях (и для динамичного разгона «крутить двигатель»). В свою очередь, у дизельного двигателя высокий крутящий момент реализован на низких и средних оборотах, что дает возможность смело передвигаться по бездорожью, легко стартовать с места на низких оборотах. Стоит отметить, что в «городских» режимах (до 70-80 км/ч) преимущество в динамике бензинового двигателя не проявляется. Даже напротив – высокий крутящий момент «дизеля» на низких оборотах дает возможность (при прочих равных условиях) стартовать со светофора быстрее и не слишком перегружать мотор. Однако, если рассматривать автомобиль как базу для построения очень динамичного авто , то бензиновые двигатели «тюнингуются» куда лучше. В настоящее время все большее распространение получают турбированные двигатели. Не вдаваясь в подробности, – турбина позволяет выровнять «полку крутящего момента» в широком диапазоне оборотов. Турбина может быть установлена на оба типа двигателей, и для бензинового мотора позволяет улучшить его характеристики на низких оборотах, а для дизельного – на высоких. Таким образом, использование турбины, механических нагнетателей и пр. – позволяет уровнять динамические характеристики моторов. Рассмотрим турбозизели подробнее. ТDI-обычный дизельный двигатель с турбиной, CDTI ( DCI, TDCI-у разных производителей может называться по-разному), отличается форсунками супервысокого давления и системой впрыска типа Common Rail, идея в принципе хорошая, но требует идеального дизтоплива, при плохой солярке форсунка ложится, ремонту не подлежит, стоимость одной штуки от 1000 у.е. Поэтому надо ставить сепаратор (или продавать машину, что в принципе и делают) Поэтому на базаре машины TDI всегда дороже CDTI. Дизельные двигатели более шумные. Это происходит за счет высокого давления при сгорании топлива. Тем не менее, этот шум ощутим только в бюджетных вариантах авто: хорошая шумоизоляция легко решает эту проблему. Зимой «дизель» плохо заводится. Это утверждение справедливо при низком качестве топлива и в том случае, если в бак залито топливо, не соответствующее сезону. Как известно, дизельное топливо делится на летнее, которое застывает уже при -5° С, и зимнее – до -35°С (есть еще и «арктическое топливо» – оно выдерживает еще более низкие температуры). Поэтому владельцам «дизелей» нужно внимательно следить за качеством и «сезонностью» заливаемого топлива. Владельцам бензиновых авто в этом смысле проще – им достаточно следить только за качеством. Кроме того, бензиновые двигатели более терпимы к «бодяге». Еще один специфический недостаток дизельных автомобилей состоит в резком неприятном запахе дизтоплива. И хотя в современных автомобилях запах не чувствуется во время движения (если нет утечек в топливной системе) ,при заправке автомобиля стоит лишь по неосторожности капнуть из заправочного пистолета на свою обувь- и избавиться от неприятного запаха будет тяжело. И самое важное: дизельное топливо дешевле бензина. Хотя в нашей стране был период, когда литр «дизеля» стоил на уровне литра А-95, и даже превышал его. А чувствительность к качеству топлива дизельного мотора подразумевает использование только качественного горючего (т.е. – более дорогого). Ремонт Более прочная конструкция, а также то, что само дизельное топливо играет роль смазочного материала, предохраняя узлы от износа, обеспечивает дизельному двигателю большую долговечность и надежность. Но для диагностики, регулировки и ремонта дизельных двигателей требуется дорогостоящая аппаратура и высокая квалификация механика. Поэтому ремонт обходится дороже. Владелец бензинового авто будет посещать СТО чаще, но обходиться это ему будет дешевле, а владелец «дизеля» – реже, но дороже. Стоимость ТО у «дизелей» также на 20-30% выше стоимости у оппонента. Кроме того, периодичность ТО у бензиновых автомобилей все чаще приближается к 20 тыс. км, что у дизельных наблюдается гораздо реже. Стоимость Теперь обратимся к стоимости самого автомобиля. Дизельные автомобили, как правило, дороже бензиновых. К примеру: Renault Logan MCV с 1,6-литровым бензиновым двигателем обойдется в $15950, а в аналогичной комплектации с 1,5-литровым «дизелем» – уже в $17413. Hyundai i30 с 1,6-литровым бензиновым двигателем обойдется в $19763, а в аналогичной комплектации с 1,7-литровым «дизелем» – в $21663. KIA Sportage с 2,0-литровым бензиновым двигателем обойдется в $24400, а в аналогичной комплектации с 1,7-литровым «дизелем» – в $25900. BMW 5 Series с 2,0-литровым бензиновым двигателем обойдется в $65822, а в аналогичной комплектации с 2,0-литровым «дизелем» – в $68381. Еще следует сказать, что некоторые производители с неохотой представляют комплектации с дизельным мотором на наш рынок, мотивируя это плохим количеством отечественного топлива. Экономичность Еще раз вернемся к топливу. Современный дизель экономичнее своего бензинового собрата на 15-25% и разница в цене бензинового и дизельного автомобилей с двигателями примерно одинаковой мощности обычно окупается за 50-75 тысяч километров пробега в зависимости от марки автомобиля. Иногда период окупаемости дизеля «вписывается» в гарантийный период. Соответственно, в оставшийся гарантийный период многие неисправности все еще подпадают под разряд гарантийных (внимательно читайте условия гарантии!). Т.е. дорогостоящий ремонт не ожидается, но «дизель» позволяет еще и экономить топливо. Сравнительная таблица Дизельный двигатель Плюсы
  • Экономичность. Потребляет на 15-25% меньше топлива
  • Надежность и долговечность
  • Дизтопливо дешевле на 10-15%
  • Хорошо показывает себя на бездорожье
Минусы
  • Автомобиль на $2-3 тыс. дороже
  • Обслуживание на 15-20% дороже
  • Работает шумнее
  • Нужно следить за сезонностью топлива
  • Хуже динамика на высоких скоростях
  • Необходимо использовать только качественное топливо
Общее
  • Плохое топливо быстро выводит форсунки из строя
  • Турбированные двигатели практически уравнивают динамические показатели с оппонентом
Бензиновый двигатель Минусы
  • Потребляет больше топлива
  • Срок службы меньше
  • Бензин дороже
  • Для успешного преодоления бездорожья потребуется более мощный двигатель
Плюсы
  • Автомобиль дешевле
  • Обслуживание дешевле
  • Работает тише
  • Не нужно следить за «летним» и «зимним» топливом
  • Лучше динамика на высоких скоростях
  • Двигатель более терпим к «бодяге»
Общее
  • Плохое топливо тоже выводит двигатель из строя
  • Турбированные двигатели практически уравнивают динамические показатели с оппонентом
Итог Применение турбины практически уравнивает динамические показатели обоих типов двигателей. У каждого типа двигателя есть свои преимущества и недостатки, при чем разница между их характеристиками становится все менее заметной. При этом оставшиеся различия уже можно отнести просто к разделу «особенностей». Топливная экономичность у «дизелей» присутствует, но в долговременной перспективе (150-200 тыс. км) может быть нивелирована высокой стоимостью ремонта, который позволит бесперебойно работать двигателю еще 100-150 тыс. км. Но, конечно, необходимо постоянно внимательно следить за качеством топлива. В общем, можно заключить, что выбор между бензиновым автомобилем и «дизелем» зависит во многом от личных предпочтений будущего владельца и условий эксплуатации. Перед выбором типа двигателя ответьте для себя на вопросы: • Что для вас важнее – высокая эластичность , «тяговитость» двигателя или динамика на высоких скоростях? • Всегда ли вы сможете добраться до качественных АЗС (и оплачивать качественное горючее)? • Не будете ли вы забывать о сезонности топлива? • Какой у Вас примерный годовой пробег автомобиля (чем выше годовой пробег тем выгоднее для Вас будет дизельный автомобиль) • Доступен ли Вас качественный автосервис с современным диагностическим оборудованием и качественными расходными материалами (это важный момент при выборе современного дизеля с турбиной).