Работа с рулевым колесом

Учебный автомобиль Hyundai Getz Правильное руление у водителя вырабатывается с годами, ведь на самом деле процесс работы с рулевым колесом не такой простой, как кажется. При разных манёврах используется разная техника держания руля и управление им. Работа с рулевым колесом выполняется с помощью следующих приёмов и техник. Руление без отрыва кистей рук Это самый простой приём, который необходимо усвоить новичку. Он применяется в условиях спокойной езды, когда требуется выполнить простой и плавный поворот или откорректировать расположение машины в пределах той дорожной полосы, по которой осуществляется движение. Что бы изменить направление движения автомобиля, или же его выровнять, следует взять руками на рулевое колесо и не смещать их по ободу до завершения манёвра. При этом расположение рук должно быть практически параллельным. Такая работа рулём может быть выполнена без особого труда при условии, что водитель правильно сидит в кресле. Если, к примеру, рулевое колесо расположено слишком близко, то собственное тело шофёра просто не даст ему возможность повернуть руль на угол 90°. Поэтому обучаясь работе с рулём, необходимо усвоить также такое понятие, как правильная посадка водителя в автомобиле.  
абота с рулевым колесом
Рис. 1. Руление без отрыва рук от руля: а) исходное положение; б) поворот налево; в) поворот направо.
Руление перехватом Эта техника более сложная и задействуется при выполнении поворотов. Если требуется повернуть налево, то, начав с базовой позиции, руки крутят рулевое колесо до тех пор, пока левая рука будет в состоянии хорошо его удерживать. Далее правая рука продолжает вращать руль, а левая в это время смещается вверх по ободу, выполняя перекрёстный захват. Беритесь за руль и начнем поворачивать его налево. Почему налево, а не направо? Потому что большинство людей “правши” и рабочая рука у них – правая. А при повороте налево основную работу выполняет именно правая рука (рис. 2).  
Работа с рулевым колесом
Рис. 2. Зоны работы рук при повороте руля: а) правой рукой; б) левой рукой; в) запретная зона
Кстати, “левшам” советую привыкать к работе правой рукой, так как в машинах с левосторонним расположением руля все органы управления автомобилем рассчитаны на “правшей”. Итак, две руки начинают плавно поворачивать руль налево (рис. 3). Однако после поворота руля на угол 80–90° (поз. 2), локоть левой руки начинает испытывать чувство дискомфорта и вот-вот упрется в ваше туловище. Это означает, что дальше левая рука работать не может. Поэтому ее надо просто убрать с руля! Но одновременно с этим (поз. 3–4):
  • правая рука – без остановки продолжает поворачивать руль,
  • левая рука – перемещается на руль чуть выше правой руки (и позже берет инициативу на себя).
 
Работа с рулевым колесом
Рис. 3. Работа руками при повороте налево
Дальше (поз. 4) правая рука начинает чувствовать себя “неважно”, поэтому ей необходимо занять более удобную для себя позицию (поз. 5), при этом:
  • левая рука – без остановки продолжает поворачивать руль,
  • правая рука – перемещается в самую верхнюю точку на руле.
Затем некоторое время руки работают одновременно, но потом левая рука опять начинает упираться своим локтем в ваше туловище. Поэтому она должна переместиться и занять место над правой рукой, которая в это время продолжает свою работу. Далее правая рука передает лидерство левой руке и уходит в верхнюю точку на руле. И процесс повторяется. Пора сделать некоторые выводы. При повороте руля налево:
  • правая рука – выполняет основную работу, так как обслуживает больший сектор поворота,
  • левая рука – выполняет вспомогательную работу, обеспечивая вращение руля без остановок, в те периоды времени, когда правая рука меняет свою позицию.
Сделав 3–4 “перехвата” рулевого колеса, мы с вами повернули его налево до конца. Теперь надо возвращать руль на место, то есть крутить его направо (рис. 4).  
Работа с рулевым колесом
Рис. 4. Работа руками при повороте направо
Работа руками при повороте руля направо практически ничем не отличается от той, которую вы только что проделали, поворачивая руль налево. Разница только в одном – основная рука теперь левая! Именно она поворачивает рулевое колесо, а правая рука лишь помогает. Внимательно рассмотрите рисунок 4, проделайте все это мысленно, а затем просто поверните руль направо, без остановок и до конца (примерно за 6–8 “перехватов”). Думаю, что вам удалось это сделать без особого напряжения. Ну, а если первый раз движения были немного “корявые”, то это не беда. После непродолжительной тренировки все у вас будет получаться более элегантно. Руление одной рукой Эта техника обеспечивает водителю лёгкость манёвра, когда автомобиль движется задним ходом. В отдельных случаях её используют для езды вперёд. Положение руки на одной и той же позиции, позволяет сэкономить время водителя на смену размещения рук, обеспечивая при этом точность управления транспортом.  
Работа с рулевым колесом
Рис. 5. Поворот руля одной рукой
Положите ладонь левой руки на рулевое колесо в отведенное для нее место (рис. 5, поз. 1) Кисть вашей левой руки должна и будет оставаться в своем “доме” до окончания руления! Слегка обнимите руль пальцами и, чуть упираясь ладонью в обод рулевого колеса, начинайте поворот направо. Когда руль будет повернут почти на 180° (рис. 5, поз. 2–3), ваша левая рука начнет ощущать дискомфорт – она не может дальше вращать руль! Это сигнал к тому, чтобы вы выпрямили (“растопырили”) пальцы, немного усилили нажатие ладонью на обод руля и, продолжая поворачивать руль, провернули кисть в своем “доме” против часовой стрелки (рис. 5, поз. 3). Удерживая пальцы выпрямленными и упираясь ладонью, вы продолжаете поворачивать руль дальше, через “запретную” зону (рис. 2 в и рис. 5, поз. 4). Как только “дом” левой руки вместе с кистью выйдет из “запретной зоны”, можно будет несколько ослабить давление ладони на обод руля и слегка обнять его пальцами. Далее, вы без проблем доворачиваете руль до начального положения (рис. 5, поз. 5), из которого можно продолжить поворот и сделать еще один оборот руля или вернуть руль обратно. Грамотный водитель не должен ни на секунду потерять контакт с рулевым колесом, что бы не случилось. А для использования приёмов руления грамотно и умело, необходимо усиленно тренироваться, оттачивая мастерство управления автомобилем до совершенства.